free counters
 
On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 35513
Зарегистрирован: 08.02.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.20 15:10. Заголовок: Про гибель авианосцев


Вчера свершился первый пуск противокорабельной ракеты "Циркон" по морской цели. И снова заговорили про ненужность и устарелость авианосцев. Читая и разговоры сии и думаю - нужно бы рассказать когда и как был положен конец эпохе авианосцев. А случилось это в 1964 году, после того, как в 1963 году в строй вступила головная подводная лодка проекта 651. Она имела название "К-156". Это была дизельная ракетная подводная лодка предназначенная как раз для уничтожения американских авианосных групп. Имела она всего 4 противокорабельные ракеты "П-6" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602152150629-00000083-000-0-0#002. Они были приняты на вооружение в 1964 году.
А в это время американская авианосная группа выглядела так: 1 авианосец, 1-2 ракетных крейсера и 5-6 эскадренных миноносцев охранения. Крейсера требовались для управления авиацией - они были большими и в них делались (и делаются) центры наведения авиации. Эскадренные миноносцы нужны для охранения авианосной группы.
В то время самыми современными ракетными крейсерами были крейсера УРО типа "Leahy". Точнее тогда они ещё числились лидерами эскадренных миноносцев. Они были вооружены 2х2 пусковыми установками зенитных ракет "Terrier" и 2х2 76-мм артиллерийскими установками. В охранении уже были эскадренные миноносцу УРО типа "Charles F. Adams". Они вооружены 1х1 пусковой установкой зенитных ракет "Tartar" и 2х1 127-мм артиллерийскими установками. Авианосец пусть будет "Constellation" - как один из самых современных на 1964 год. Он имеет 2х2 пусковых установки зенитных ракет "Terrier". На авианосце находятся самолёты дальнего радиолокационного обнаружения "E-1 Tracer" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602152777675-00000118-000-0-0#000.001 и противолодочные самолёты "S-2E Tracker" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602152843075-00000118-000-0-0#009. Есть также дежурный противолодочный самолёт "P-3A Orion" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602152884829-00000118-000-0-0#009 из состава базовой патрульной авиации.
Самолёт "P-3A Orion" занимается дальней противолодочной обороной авианосной группы и имеет на борту противолодочные торпеды "Mark-46". Глубинных бомб нет, ибо они полностью устарели и самолётам теперь больше не нужны. Дежурный палубный самолёт "S-2E Tracker" также имеет подвешенными противолодочные торпеды "Mark-46". Это исходные данные по противолодочной авиации. В небе по курсу движения авианосной группы постоянно барражирует 1 самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. На палубе также стоят 2 пары палубных истребителей "F-4 Phantom II". Дежурная пара и запасная дежурная пара. Истребители имеют по 4 ракеты "воздух-воздух" "AIM-9H" и 1х 20-мм пушку.
С другой стороны мы имеем 1 дизельную подводную лодку проекта 651 имеющую 4 противокорабельные ракеты "П-6". Есть также базовые самолёты-разведчики "Ту-16Р" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602152884829-00000118-000-0-0#009.
Вот такая исходная конфигурация сторон. Подводная лодка идёт под РДП с поднятой радиоантенной. Самолёты "Ту-16Р" улетели на разведку океанских далей вместе с самолётами-заправщиками, которые будут их дозаправлять.
И вот американский самолёт ДРЛО "E-1 Tracer", находящийся в воздухе по курсу авианосной группы идущей в стороны советского побережья, сообщает: "Воздушная цель. высотная. Скоростная, Дальность 463 километра. Движется на нас." На авианосной группе это сообщение приняли к сведению. "E-1 Tracer" впереди в 50 километрах, до цели итого 513 километров. Слишком далеко для подъёма истребителей. Истребитель "F-4" имеет боевой радиус действия 680 километров, но он достигается только на крейсерской скорости полёта 940 км/ч. Понятно, что летит советский самолёт-разведчик "Ту-16Р", так как цель одиночная и скоростная. В это-же время на "Ту-16" станция радиотехнической разведки сообщает о том, что обнаружена работа радиолокационной станции "AN/APS-82". Вероятнее всего палубный самолёт ДРЛО "E-1 Tracer". Дистанция до него 463 километра. Пеленг такой-то. В эфир сразу идёт сообщение: "Обнаружена авианосная группа по излучению самолёта ДРЛО "E-1 Tracer". Дистанция до самолёта 463 километра, до авианосной группы примерно 513 километров. Координаты такие-то. Примерный курс движения авианосной группы такой-то." Подводная лодка проекта 651 принимает это сообщение и начинает движение в точку возможного пуска противокорабельных ракет при движении авианосной группы тем курсом. Через некоторое время "Ту-16Р" сообщает, что обнаружил как сам самолёт ДРЛО авианосца, так и базовый противолодочный самолёт "P-3". И находятся они там-то и там-то. До авианосной группы уже остаётся 450 километров. Она сама не обнаружена, но станция радиотехнической разведки засекла излучения работы радиолокационных станций кораблей авианосной группы. В это самое время происходят 2 вещи: 1 - "Ту-16Р" сообщает всем, что авианосная группа обнаружена по излучениям радиолокационных станций станцией радиотехнической разведки. Они находится в примерных координатах. 2 - С борта авианосца взлетает дежурная пара истребителей "F-4", которая на крейсерской скорости направляется к "Ту-16Р", чтобы его сбить. Затем на дистанции примерно 350 километров "Ту-16Р" обнаруживает летящие к нему истребители, разворачивается и начинает уходить на максимальной скорости 1050 км/ч. Американские истребители "F-4" вынуждены увеличивать скорость полёта, чтобы сбить "Ту-16Р" удирающий на скорости 1050 км/ч. Потому разогнавшись на форсаже они устремляются за ним, а самолёт ДРЛО наводит их.
А тем временем, получив координаты авианосной группы и её район нахождения подводная лодка проекта 651 всплывает и проводит пуски противокорабельных ракет "П-6" с почти предельной дистанции 300 километров. Но лодке не повезло - экипаж самолёта ДРЛО указав истребителям направление на "Ту-16Р" решил, что дело сделано и решил посмотреть вокруг. И вот тут он сразу-же обнаружил пуски 4 противокорабельных ракет "П-6". На авианосец приходит сообщение: "Множественная воздушная цель набирает высоту. Дистанция 300 километров. Цели очень скоростные. Пеленг такой-то." Авианосец немедленно поднимает в воздух все 4 готовых к старту истребителя "F-4" и те начинают перехват множественных воздушных целей по наведению самолёта ДРЛО и крейсеров УРО. Ордер начинает перестраиваться в ордер ПВО, когда крейсера и эскадренные миноносцы сближаются с авианосцем для его защиты. Идущая на перехват самолёта "Ту-16Р" пара получает приказ немедленно бросить то занятие и перехватывать ударную группу идущую на авианосец или возвращаться на него, если топлива не хватает. Тем временем "E-1 Tracer" сообщает: "Целей 4. Скорость 1600 км/ч. Высота 7000 метров. Дистанция такая-то, пеленг такой-то." И тут до командира авианосной группы доходит, что ещё в том году разведка сообщала, что в СССР вступают в строй ракетные подводные лодки с противокорабельными ракетами. И это, вероятно, они самые. Но это ничего страшного, так как это просто беспилотные камикадзе, с которыми успешно боролись во время 2 мировой войны {потопления "Эйлата" ещё не было и угроза от ракет тогда не осознавалась}. А тем временем палубные истребители сближаются с "П-6", но атаковать их не могут - слишком высокая скорость сближения для стрельбы из пушек, а ракеты не могут перехватывать цели на встречном курсе. Самолёт ДРЛО "E-1 Tracer" сообщает место пуска противокорабельных ракет и противолодочный самолёт устремляется туда. Одновременно с палубы взлетает дежурный противолодочный самолёт "S-2E Tracker". Оба противолодочных самолёта устремляются к месту подводной лодки.
Тем временем противокорабельные ракеты "П-6" уже в 100 километрах от авианосца. Палубные истребители "F-4" теряют время на сброс скорости и разворот с последующим повторным набором скорости. Но... теперь им нужно было уже догонять противокорабельные ракеты. Но тут "П-6" входят в дальность стрельбы зенитных ракетных комплексов надводных кораблей и авианосцев, которые начинают беспорядочно выпускать зенитные ракеты в надежде на поражение "П-6". Но скорость полёта "П-6" больше максимальной скорости обстреливаемых целей зенитными ракетами "Terrier". В 20 километрах ракетные системы самонаведения обнаруживают цели и по команде с подводной лодки переводятся в режим самонаведения, после чего снижаются на высоту 100 метров. Уворачивающиеся от свои-же зенитных ракет американские истребители теряют "П-6", так как не могут производить снижение с такой перегрузкой. А в это время американские корабли открывают артиллерийский огонь по идущим на них ракетам. Артиллерийский огонь хаотический, так как максимальная скорость ракет больше максимальной скорости целей для системы управления артиллерийским огнём. Но снаряды имеют неконтактные радиолокационные взрыватели, потому есть надежда сбить "П-6". Несколько снарядов разрываются рядом с ракетами, но... те продолжают лететь к целям. Сказываются большие размеры ракет и их живучесть к осколочным повреждениям (во время арабо-израильских войн попаданиями 76-мм артиллерийских снарядов была сбита всего 1 противокорабельная ракета "П-15". В неё случайно было прямое попадание. В остальных случаях осколочные повреждения не приводили к потере ракетами своих характеристик). В результате все ракеты попадают в свои цели.
Пара американских самолётов приближается к подводной лодке, но... противокорабельные ракеты "П-6" уже попали в цели или переведены в режим самонаведения, станция радиотехнической разведки показывает приближение самолётов, и подводная лодка 651 проекта уходит в глубину. После погружения она оставляет средство гидроакустического противодействия "МГ-24" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602156044141-00000092-000-0-0#004 и выпускает средство гидроакустического противодействия "МГ-14" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602156044141-00000092-000-0-0#004 в сторону авианосной группы. Противолодочные самолёты выставляют барьеры радиогидроакустических буёв "AN/SSQ-41A". Часть в гидролокационном, часть в шумопеленгаторном режимах. Выставленные буи показывают наличие 2 целей. При последующем слежении 1 цель опознаётся как дрейфующая, и поэтому ложная цель, а вторая цель движется и меняет курс. При дальнейшем засеивании буями океана обнаруживается в гидролокационном режиме третья подводная цель. Тоже движущаяся. А в это время первая самоходная цель поставила гидроакустическую помеху буям и изменила курс. После чего была потеряна. Вторая самоходная цель по изучению оказалась также целью поставившей гидроакустическую помеху буям. И также была потеряна. В результате выяснено, что самоходная цель №1 идёт на небольшой глубине в сторону авианосной группы, а самоходная цель №2 постановкой буёв в шумопеленгаторном режиме не найдена. Потому, вероятно, это также ложная цель. Потому атака производится 1 из противолодочных самолётов по самоходной цели №1, которая продолжает ставить помеху гидроакустическим буям сближаясь с авианосной группой. На неё сброшена 1 противолодочная торпеда, которая поражает цель и уничтожает её. Последующая постановка буёв показывает, что самоходной цели №1 больше нет. Проверка самоходной цели №2 показывает, что цель ставит помеху гидролокационным буям, а шумопеленгаторными не обнаруживается. Самолёты дежурят в районе ожидая окончания времени постановки гидроакустической помехи буям. После этого снова засеивают океан буями ... и никого не находят. Так как самоходной целью №2 была подводная лодка проекта 651, которая достаточно малошумна, чтобы не обнаруживаться на больших дальностях в режиме шумопеленгации, а после обнаружения гидролокационным буем она поставила средство гидроакустического противодействия "МГ-24", которое заглушило гидролокационные буи выставленные рядом и позволило подводной лодке уйти не обнаруженной снова. В силу наличия на подводной лодке гидроакустического покрытия высокочастотные гидролокационные буи могут обнаруживать подводную лодку, только если они прямо рядом с бортом, и то не всегда.
В итоге боя подводная лодка добилась 3 попаданий в авианосец, который тяжело повреждён и потопил крейсер УРО или эскадренный миноносец УРО. Или тяжело его повредила. Но и это ещё не всё. Несколько часов спустя, убедившись по гидроакустике, что лодка ушла от преследования, она подвсплывает для сеанса связи и сообщает в базу, что она добилась 3 попаданий в авианосец и 1 попадания в кого-то из охранения, после чего ушла от преследования. Авианосец в это время уже повреждён и не может применять свою авиацию. С аэродрома взлетают самолёты-разведчики "Ту-16Р" и летят искать авианосную группу. Зная район находят её быстро по излучениям корабельных радиолокационных станций, а затем, с 220 километров обнаруживают сам авианосец. Приблизившись к авианосной группе на 180 километров они обнаруживают всю авианосную группу. Но теперь "Ту-16Р" ничего не угрожает в виде палубной авиации, и самолёт ведёт слежение за группой с расстояния 150 километров. А дальность стрельбы зенитных ракет всего 32 километра. Получив место, курс и скорость авианосной группы лодка снова начинает сближение с ней для атаки. Нельзя сказать, чтобы командир авианосной группы не догадывался про такое. Он поднял противолодочные вертолёты "SH-3A Sea King" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602152926609-00000118-000-0-0#009, которые ведут поиск подводных лодок опускаемыми гидролокационными станциями. И приближающая подводная лодка проекта 651 их работу обнаруживает. Но.. она имеет гидроакустическое покрытие корпуса, и потому гидролокационные станции вертолётов бесполезны. Покрытие нейтрализует их работу. А тем временем на гидроакустической станции "МГ-200М Арктика-2М" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602157554337-00000105-000-0-0#009 на дистанции 37000 метров появляются шумы корабля охранения повреждённого авианосца, который уходит на небольшой скорости в США для ремонта. Лодка продолжает сближаться имея корабль охранения на слежении. Понятно, что он идёт рядом с авианосцем. В это время на кораблях охранения гидроакустические станции сообщают о том, что где-то по пеленгу к ним приближается подводная лодка. Авианосец разворачивается в сторону от подводной лодки, а к ней направляются 2 корабля охранения переведя свои станции в среднечастотный режим. Лодка этот факт обнаруживает и готовится к атаке по ним. На дистанции 13 километров она производит пуски по 1 торпеде "САЭТ-60" https://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602157064113-00000051-000-0-0#010 по каждому из кораблей. Американские корабли не знают про пуски торпед по ним, так как гидроакустическая станция "AN/SQS-23" не позволяет обнаруживать выпущенные по кораблям торпеды и предупреждать о них. Тем не менее оба корабля имеют поставленными торпедные ловушки "Fanfare". На дистанции 11,5 км до них подводная лодка производит пуски ещё по 1 торпеде "53-61" https://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602158030040-00000051-000-0-0#009 по каждому в расчёте, что хоть 1 из них и наведётся. После чего ставит средство гидроакустического противодействия "МГ-24" http://sovpl.forum24.ru/?1-4-1602156044141-00000092-000-0-0#004 и начинает отрыв от преследования. После сближения с "МГ-24" на дистанцию 9144 метра 1 из кораблей обнаруживает подводную цель, которая тут-же ставит гидроакустическую помеху и теряется. Немедленно в район цели выпускается противолодочная ракета с торпедой "Mark-46", которая безуспешно ищет подводную лодку, а та удирает на глубине 300 метров на скорости 18 узлов. Лодка удирает не от авианосца, а вдоль расчётного его курса, в то время, когда пара кораблей ведёт поиск её в районе нахождения "МГ-24". Дальности работы гидролокаторов кораблей сильно уменьшились, потому для обнаружения им приходится сближаться с ложной целью. Но тут... да-да - правильно! В 1 из кораблей попадает торпед "САЭТ-60" наводившаяся на ловушку, но случайно попавшая в корабль, а в торпедной ловушке другого взрывается вторая "САЭТ-60". Поскольку корабли активно маневрируют, то 1 из торпед "53-61" также попадает в кильватерный след и поражает второй корабль. В итоге второй корабль потоплен, а первый тяжело повреждён. А тем временем подводная лодка устанавливает параметры движения повреждённого корабля охранения и атакует его снова торпедой "53-61". Так, чтобы она прошла в кильватерном следе цели. Американский корабль снова не знает про пуск по нему торпеды и торпеда поражает его и топит. Но сам повреждённый авианосец вместе с оставшимися 3 кораблями охранения успешно ушёл от подводной лодки.
Это был наиболее вероятный сценарий 1964 года при встрече дизельной подводной лодки проекта 651 с американской авианосной группой. По нему подводная лодка повреждала сам авианосец вынуждая его вернуться в ремонт в США и топила 3 корабля охранения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


Сообщение: 35514
Зарегистрирован: 08.02.09
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.20 15:12. Заголовок: Чтобы было понятым с..


Чтобы было понятым скажу, что в 1964 году на американских кораблях ещё не было станций радиоэлектронной борьбы, не было установок постановки ложных радиолокационных целей. Они появились только в 1970-х годах, после успешного потопления египетскими ракетными катерами израильского эскадренного миноносца "Эйлат". Потому в 1964 году они применены против ракет быть не могли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 60
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет





Map IP Address