Подводная лодка "SS-167" (2 мировая война)
7 декабря 1941 года стояла в Пёрл-Харборе во время авианалётов японской авиации и сбила 1 самолёт.
1-й боевой поход начался из Пёрл-Харбора ? декабря 1941 года. Куда была отправлена подводная лодка не известно. Информации о боевом походе нет. В докаладе командующего 44 дивизией подводных лодок командующему подводными силами Тихоокеанского флота США написано так: subject: USS Narwhal (SS167) - report of
Second [от руки написано выше First]War Patrol. Так был обозначен доклад о втором боевом походе, который командующий подводными силами Тихоокеанского флота США приказа считать первым. Судя по скану слово второй зачеркнул самолично командующий подводными силами Тихоокеанского флота США и он-же написал выше слово первый и издал приказ о том, чтобы считать второй боевой поход первым. Потому везде так и считается. Собственно первый боевой поход "SS-167" мне пока найти не удалось. Но там было что-то, если было приказано убрать информацию про него. Информация про то, что он был с декабря 1941 по января 1942 года лишь моё предположение. Есть другой вариант: "SS-167" была осенью 1941 года отправлена в Японское море против СССР, но это также лишь версия.
Боевой поход завершился в Пёрл-Харбор ? января 1942 года.
2-й боевой поход начался из Пёрл-Харбора 2 февраля 1942 года. Лодка пошла патрулировать в Восточно-Китайском море. По приказу командующего подводными силами Тихоокеанского флота США этот поход считается первым боевым походом подводной лодки. 7 февраля зашла на Мидуэй для дозаправки и в тот-же день вышла оттуда для продолжения боевого похода. 28 февраля встретила и атаковала цель. В 00.08 из подводного положения прицельно выпустила 2 торпеды по танкеру в 7000 тонн с дистанции 1000 ярдов. Были услышаны 2 сильных взрыва. Осмотром в перископ увиден тонущий танкер. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Manju Maru» тоннажом 6515 брт. 4 марта пополнила свой боевой счёт новой победой. В 23.40 из подводного положения с временным интервалом выпустила 4 торпеды по транспорту в 5000 тонн с не установленной дистанции. Через 35 секунд были услышаны 2 взрыва после чего транспорт начал тонуть носом. В 23.54 транспорт затонул. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Taki Maru» тоннажом 1244 брт. 9 марта встретила эскадру боевых кораблей и атаковала её. В 03.16 из подводного положения прицельно выпустила 2 торпеды по авианосцу с не установленной дистанции. Промах.
Боевой поход завершился в Милуэе 28 марта.
За время боевого похода лодка выпустила 8 торпед из которых в цели попали 4 торпеды. В результате боевого похода были потоплены 2 транспорта общим тоннажом 7759 брт.
3-й боевой поход начался из Пёрл-Харбора 28 мая 1942 года. Лдка пошла патрулировать у о.Мидуэй. За время боевого похода событий не было.
Боевой поход завершился в Пёрл-Харборе 13 июня.
4-й боевой поход начался из Пёрл-Харбора 8 июля 1942 года. Лодка пошла патрулировать у юго-восточного побережья о.Хонсю. 13 июля зашла на Мидуэй для дозаправки и в тот-же день вышла оттуда для продолжения боевого похода. 24 июля отправла на дно океана новое судно противника. В 16.26 из подводного положения прицельно выпустила 1 торпеду по малому транспорту с не установленной дистанции. Промах. В 16.28 – 17.03 из надводного положения атаковала артогнём малый транспорт. Выпущено ? 152-мм снарядов. После попаданий снарядов транспорт затонул в 17.03. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Nissho Maru №2» тоннажом 344 брт. Позже в тот-же день была встречена и атакована новая цель. В 17.03 из надводного положения атаковала артогнём малый транспорт. Выпущено ? 152-мм снарядов. После попаданий снарядов транспорт затонул. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Kofuji Maru» тоннажом 134 брт. Но победы этого дня ещё не зкаончились. И на дно ушли ещё пара судов противника. В 20.12 из надводного положения атаковала артогнём сампан не установленного тоннажа с не установленной дистанции. Выпущено 2 152-мм снаряда + ? 12,7-мм пуль. Сампан был оставлен объятым пламенем. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Shinsei Maru №83» тоннажом 63 брт. В 20.45 из надводного положения атаковала артогнём сампан не установленного тоннажа с не установленной дистанции. Выпущено 2 152-мм снаряда + ? 12,7-мм пуль. Сампан оставлен объятым пламенем. В настоящее время название потопленного корабля не установлено. 26 июля экипаж лодки отпраздновал новую победу. В 09.45 из надводного положения атаковала артогнём сампан в 100 тонн с не установленной дистанции. Выпущено 8 152-мм снарядов + ? 12,7-мм пуль. После попаданий снарядов и пуль сампан затонул. В результате атаки был повреждён японский транспорт "Tenryu Maru №3" тоннажом 33 брт. 1 августа появилась новая цель для атаки. В 06.26 из подводного положения прицельно выпустила 2 торпеды по транспорту в 6000 тонн с не установленной дистанции. 1-я торпеда взорвалась преждевременно через 12 сек после пуска. От 2-й транспорт уклонился. Промах. В 08.39 из подводного положения прицельно выпустила 2 торпеды по транспорту в 6500 тонн с не установленной дистанции. Обе торпеды попали в цель. Транспорт остановился и медленно накренился на левый борт. В результате атаки был повреждён японский транспорт «Meiwa Maru» тоннажом 2921 брт. В 08.55 из подводного положения прицельно выпустила 1 торпеду по повреждённому транспорту в 6500 тонн с не установленной дистанции. После попадания торпеду транспорт затонул. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Meiwa Maru» тоннажом 2921 брт. Позже в тот-же день одержала очередную победу. В 10.03 из подводного положения прицельно выпустила 2 торпеды по танкеру в 4000 тонн с не установленной дистанции. Наблюдалось попадание 1 торпеды и повреждение танкера. В результате атаки был повреждён японский транспорт «Koan Maru» тоннажом 884 брт. После атаки была обнаружена самолётом в подводном положении и атакована. На лодку были сброшены 3 глубинные бомбы, которые повреждений не нанесли. Затем самолёт навёл на лодку противолодочную группу, которая нашла её и атаковала. На лодку была сброшена 121 глубинная бомба, которые нанесли небольшие повреждения. 4 августа была найдена и атакована новая цель. В 16.32 из подводного положения прицельно выпустила 2 торпеды по транспорту в 5000 тонн с дистанции 800 ярдов. Торпеды попали в цель, но не взорвались. В результате атаки был повреждён японский транспорт «Fukuyama Maru» тоннажом 6040 брт. 8 августа снова пополнила свой боевой счёт. В 11.23 из подводного положения с временным интервалом выпустила 2 торпеды по транспорту в 5000 тонн с не установленной дистанции. Наблюдалось попадание 1 торпеды и гибель транспорта через 6 минут. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Bifuku Maru» тоннажом 2559 брт. 11 августа была атакована самолётом сбросившим на неё 2 глубинные бомбы, но повреждений не получила. 12 августа снова была атакована самолётом сбросившим на неё 3 глубинные бомбы, но повреждений не получила. 14 августа встретила эскадру боевых кораблей и пыталась её атаковать, но сама была обнаружена противолодочными кораблями и атакована. На лодку были сброшены 33 глубинные бомбы, которые нанесли незначительные повреждения. 21 августа зашла на Мидуэй для дозаправки и в тот-же день вышла оттуда для продолжения боевого похода.
Боевой поход завершился в Пёрл-Харборе 26 августа.
За время боевого похода лодка выпустила 12 торпед из которых в цели попали 7 торпед. Также израсходовала более 12 152-мм снарядов + ? 12,7-мм пуль. В результате боевого похода были потоплены 5 транспортов общим тоннажом 6021 брт и 1 транспорт чьё название не установлено, а также повреждены 3 транспорта общим тоннажом 6957 брт. На лодку были сброшены 162 глубинные бомбы.
После возвращения из боевого похода ушла в США для прохождения ремонта.
5-й боевой поход начался из Сан-Диего 18 апреля 1943 года. Лодка пошла патрулировать у Алеутских островов. 26 апреля случилось чудо не позволившее противнику потопить подводную лодку. Внезапно в 500 ярдах от лодки сигнальщики обнаружили перископ и во время срочного погружения акустик сообщил о пуске вражеской подводной лодкой торпеды. Промахнуться ей было невозможно. Только вот за пуском шума винтов торпеды не последовало - она утонула после пуска. Чудесное спасение от гибели.
Боевой поход завершился в Датч-Харборе 27 апреля.
За время боевого похода по лодке была выпущена 1 торпеда.
6-й боевой поход начался из Датч-Харбора 30 апреля 1943 года. лодка пошла патрулировать у о.Атту. 11 мая высадила десант на о.Атту.
Боевой поход завершился в Датч-Харборе 16 мая.
После возвращения из боевого похода ушла в Пёрл-Харбор для прохождения ремонта.
7-й боевой поход начался из Пёрл-Харбора 26 июня 1943 года. Лодка пошла патрулировать у Курильских островов. 30 июня зашла на Мидуэй для дозаправки и в тот-же день вышла оттуда для продолжения боевого похода. 15 июля обстреляла артиллерийским огнём аэродром на о.Матсува. Выпущен 31 152-мм снаряд. Наблюдались попадания снарядов и пожары на аэродроме. Во время боя обстреливалась артиллерийским огнём береговой батареей, но повреждений не получила.
Боевой поход завершился в Пёрл-Харборе 7 августа.
За время боевого похода лодка израсходовала 31 152-мм снаряд. Лодка была 1 раз атакована артиллерийским огнём.
8-й боевой поход начался из Пёрл-Харбора 31 августа 1943 года. Лодка пошла патрулировать у Маршалловых островов. 11 сентября встретила конвой и атаковала его. В 08.10 из подводного положения с временным интервалом выпустила 2 торпеды по транспорту в 6000 тонн с дистанции 800 ярдов. Через 30 сек услышан 1 взрыв. Через 1,5 мин осмотром в перископ обнаружена цель с креном на левый борт. В результате атаки был потоплен японский транспорт «Hokusho Maru» тоннажом 4211 брт. В 08.11 из подводного положения веером выпустила 2 торпеды по канонерской лодке в 800 тонн с дистанции 1000 ярдов. Промах. После атаки была обнаружена охранением конвоя и атакована. На лодку были сброшены 38 глубинных бомб, которые повреждений не нанесли, но загнали подводную лодку на запредельную глубину погружения в 320 футов. Тама прочный корпус дал течь, которая привела к постепенному затоплению части электромоторного отсека. Лодка начала тонуть с нарастающим диферентом на корму. Было проведено спрямление подводной лодки путём перепуска части воды из элетромоторного отсека в дизельный путём открытия водонепроницаемой переборки. На глубине 365 футов экипажу стало ясно, что это было последнее погружение подводной лодки. Лодка тонула, насосы не справлялись с откачкой воды из прочного корпуса. Течь из правого вала продолжалась. Лодку спас один член экипажа вызвавшися добровольцем заглушить течь из коридора правого вала. И один человек сделал то, что не смогли сделать находившиеся в электромоторном отсеке члены экипажа и аварийная партия подводной лодки. Он смог резиной частично заглушить течь правого вала и насосы стали справляться с откачкой воды. После всплытия экипаж лодки смог полностью устранить течь. 14 сентября была найдена в подводном положении самолётом и атакована. На лодку были сброшены 2 глубинные бомбы, которые повреждений не нанесли. 15 сентября встретила эскадру боевых кораблей и пыталась её атаковать, но была обнаружена и корабли ушли. А дальше случилось что-то не совсем понятное: акустик лодки сказал о том, что к лодке идут 2 торпеды. Кто их выпустил совершенно непонятно. В 13.37 японская эскадра была в 8000 ярдах от лодки, а уже в 13.38 за кормой подводной лодки прошли 2 торпеды. Командир лодки видел, как в 13.37 корабли вывесили флажный сигнал показывающий обнаружение подводной лодки и начали уклонение. Но за 1 минуту никакие торпеды 2 мировой войны не могли пройти 8000 ярдов. Хотя возможно, что лодка была обнаружена в 13.28, когда эскадренные миноносцы эскадры начали работать гидролокаторами, но нет никакой информации о том, что лодка была обнаружена. Есть небольшая вероятность того, что торпеды были выпущены в 13.28 с дистанции около 10000 метров и через 10 минут прошли рядом с лодкой. Только вот визуально перископ подводной лодки крайне трудно обнаружить на такой дальности. И невозможно (для 2 мировой войны) рассчитать параметры движения подводной лодки под перископом так, чтобы через 10 минут хода торпед те прошли рядом с подводной лодкой. Ну и плюсом к этому нет никакой информации о том, что японская эскадра обнаружила подводную лодку вообще и выпускала по ней торпеды. Похоже, что флажный сигнал был лишь сигналом поворота эскадры, а не обнаружения подводной лодки. В общем автор выпустивший торпеды по "SS-167" остался неизвестным на сей день. В американском документе перечня контратак по американским подводным лодкам с 1943 по 1945 года выпущенном после войны, почему-то указана атака японской подводной лодки по "SS-167" 15 сентября. При это указано, что по ней была выпущена 1 торпеда. При этом координаы атаки также отличаются от указанных в отчёте подводной лодки. Изучение вопроса с координатами показало, что в итоговом документе по контратакам координаты были взяты не с места атаки, а с обнаружения канонерской лодки ранее в тот-же день. Объяснения расхождению в количестве выпущенных торпед между отчётом о бовом походе лодки и итоговым документом по контратакам пока не найдено. Правда выпустивший торпеды своей задачи потопления подводной лодки едва не добился. Во время срочного погружения для уклонения от торпед "SS-167" проскочила предельную глубину погружения и была остановлена только на глубине 390 футов. Но прочный корпус подводной лодки выдержал это испытание.
Боевой поход завершился в Брисбене 2 октября.
За время боевого похода лодка выпустила 4 торпеды из которых в цель попала 1 торпеда. В результате боевого похода был потоплен 1 транспорт тоннажом 4211 брт. На лодку были сброшены 40 глубинных бомб и по ней были выпущены 2 торпеды.