1 августа 1941 года командование военно-морского флота Великобритании выслало лодку в Полярное для помощи советскому северному флоту которому не хватало подводных лодок для использования в его оперативной зоне у побережья Норвегии. В этот день лодка вышла из Холи Лох и 10 августа пришла в Полярное.
Такую лодку сложно было назвать большим усилением советского Северного флота, но на безрыбье и рак рыба... Потому в то время флот был рад и такому усилению. Сначала от английских подводных лодок ждали результативности аналогичной той, что была у советских, но в скором времени все надежды рассеялись. Потому что в СССР были отправлены лодки с самыми обычными английскими командирами чьи командирские качества были хуже чем у советских командиров. И результаты боевых походов это также подтвердили.
В свой 19-й боевой поход лодка вышла из Полярного 16 августа 1941 года и была направлена к побережью Норвегии с задачей уничтожения кораблей противника. Возможно тот факт, что его результаты будут смотреть не свои командиры, а советские и подвиг Слайдена к необычайной, для него, активности. Как-никак из боевого похода он смог вернуться с результатом. Но, в любом случае, Слайдена было не узнать. Как будто другой командир появился на подводной лодке "Trident", а не тот самый, который до этого активностью не отличался.
19 августа лодка обнаружило торговое судно, которое командир решил атаковать. Дальше всё было в стиле Слайдена: В 11.03 из подводного положения с временным интервалом выпустила 2 торпеды по транспорту в 2500 тонн с дистанции 650 ярдов. Промах. В 11.06 - ? из надводного положения атаковала артогнём транспорт в 2500 тонн с дистанции около 650 ярдов. Выпущен 21 102-мм снаряд. Наблюдались 5 попаданий снарядов и повреждение транспорта. В результате атаки был повреждён германский транспорт "Levante" тоннажом 4769 брт.
Всё как обычно. Но не всё, как выяснилось. Обычно мастерства командира "Trident" хватало только на атаку 1 цели. А тут одну уже атаковал и поход продолжался. 21 августа лодка смогла атаковать сразу 2 цели. В 09.24 из подводного положения с временным интервалом выпустила 4 торпеды по германскому минному заградителю "Bremse" с дистанции 1500 ярдов. Промах, или торпеды прошли под целью. В 12.55 из подводного положения с временным интервалом выпустила 2 торпеды по танкеру в 369 тонн с дистанции 1500 ярдов. Промах.
Результаты атак можно было легко спрогнозировать, так и вышло. Попаданий нет. Но командир "Trident" решил не возвращаться в базу всего с 1 повреждённым судном. Он, вероятно, прекрасно понимал как будет выглядеть на фоне советских командиров возвращающихся из походов. Кроме того его английское командование рассчитывало на то, что посылаемые русским подводные лодки покажут тем как нужно воевать. Понятно, что с такой мотивировкой возвращаться с 1 повреждённым судно было бы стыдно перед всеми.
22 августа в окуляр перископа "Trident" вошёл конвой в составе 4 транспортов и 2 траулеров охранения. В 16.00 из подводного положения с временным интервалом выпустила 5 торпед по транспорту в 3030 тонн с дистанции 600 ярдов. Наблюдались попадания 3 торпед. В результате атаки был потоплен германский транспорт "Ostpreussen" тоннажом 3030 брт.
А после этой атаки, впервые в истории подводной лодки она была атакована. Сторожевые корабли охранения конвоя сбросили на подводную лодку 9 глубинных бомб. Кстати факт того, что лодка была впервые с начала своей боевой карьеры атакована противолодочным оружием показывает только то, что до этого лодка старалась не атаковать конвои без лишней нужды. А тут припёрло. Ну и лава Богу, что припёрло, потому что только так подводная лодка смогла потопить транспорт. Кстати в этой атаке произошло невероятное - Слайден не промахнулся торпедами. Более того - все 3 выпущенные торпеды попали в цель. Повреждений от атаки глубинными бомбами лодка не получила, но её экипаж узнал как выглядят взрыв глубинных бомб в реальности.
Но и это ещё не всё. Поскольку поход должен был стать образцово-показательным для русских, то лодка осталась в море, а не стала возвращаться в базу после успешной атаки. Уже второй за поход.
30 августа лодка вновь обнаружила конвой. Но он уже хорошо охранялся. Конвой также имел 4 транспорта, но их охранение составляли уже 2 эскадренных миноносца и 3 траулера. А в воздухе летал самолёт "He-115". В другое время Слайден на такое охранение не полез бы. А тут топливо заканчивалось и нужно было притащить ещё побед из образцово-показательного похода. Потому деваться было некуда. В 18.14 из подводного положения прицельно выпустила 2 (1+1) торпеды по транспортам в 1500 тонн и 3000 тонн с дистанции 700 ярдов. Через 48 сек и 50 сек были услышаны взрывы торпед. Осмотром в перископ в 20.30 был увиден транспорт в 3000 тонн с сильным креном и столбом дыма. В результате атаки были потоплены германские транспорты "Donau II" тоннажом 2931 брт и "Bahia Laura" тоннажом 8561 брт.
После атаки лодка вновь была подвергнута преследованию глубинными бомбами охранением конвоя. Лодку преследовали хорошо. И её экипаж узнал каково приходилось советским лодкам там. За 2 часа 15 минут на лодку было сброшено 56 глубинных бомб из которых 45 взорвались в райне лодки, но повреждений её не нанесли. Нужно отдать должное неопытному английскому экипажу. От такого преследования они смогли уйти без повреждений, хотя впервые узнали что такое противолодочное преследование только в этом боевом походе.
3 сентября лодка вернулась в Полярное из своего 19 боевого похода. Незадолго до прихода в базу с "Trident" обнаружили германскую подводную лодку, но не атаковали из-за того, что на борту лодки не оставалось торпед. Поход был сильно замечательный для подводной лодки "Trident": впервые в своей истории её преследовали противолодочные корабли, впервые в своей истории она вернулась из похода не с 1 победой, а с несколькими, впервые в её истории она вернулась в базу без торпед. Израсходовав их все в боевом походе.
В боевом походе подводная лодка выпустила 15 торпед и 21 102-мм снаряд. 5 торпед и 5 снарядов попали в цели. В результате боевого похода лодка потопила 3 транспорта общим тоннажом 14522 брт и повредила 1 транспорт тоннажом 4769 брт. В итоге лодка принесла 4(!) победы общим тоннажом 19291 брт. Вот что значит лодку отправили в СССР. Командир лодки был вначале максимально замотивирован на образцово-показательный поход для русских, а затем Слайден мог сравнить свои успехи в предыдущих походах с успехами советских лодок. И постарался не ударить лицом в грязь. Потому что всё постигается в сравнении. Нужно сказать, что его достижения командование Северного флота оценило достаточно высоко, потому что не каждая советская лодка привозила из похода по 4 победы. В общем нужно сказать, что Слайден смог выполнить приказ провести образцово-показательный поход для русских. Правда и сам сильно эволюционировал профессионально. Можно сравнить результаты этого боевого похода "Trident" со всей её предыдущей историей. Вот что значит состязание в результативности. Английский командир предпочитавший не воевать обычно при малейшей угрозе преследования и редко когда выполнявший атаки хотя бы по 1 цели в советских условиях проявил чудеса результаивности и активности. И, кстати, наконец-то научился только тут стрелять торпедами.
За поход лодку 2 раза бомбили и суммарно на неё сбросили 65 глубинных бомб. Повреждений от преследований лодка не получила. Зато её экипаж узнал что такое глубинные бомбы. Правда это случилось уже не на первом году войны.
16 сентября 1941 года лодка вышла из Полярного в свой 20-й боевой поход. И снова к Норвегии. И снова командира лодки было не узнать, хотя он начал осторожничать и на рожон (охраняемые конвои) больше не лез предпочитая пропускать их. Всё-таки пределы мужества есть у всех и Слайден израсходовал его большую часть в прошлом походе.
23 сентября лодка обнаружила конвой в составе 1 транспорта и 1 миноносца охранения. В 16.55 из подводного положения с временным интервалом выпустила 3 торпеды по транспорту в 1000 тонн с дистанции 5000 ярдов. Промах. Чудеса имеют свойство кончаться. И торпеды снова прошли мимо. 27 сентября лодка обнаружила караван из 2 торговых судов который и атаковала. В 00.46 из надводного положения с временным интервалом выпустила 6 торпед по конвою с дистанции 4000 ярдов. Наблюдалось попадание 1 торпеды в транспорт в 1000 тонн. После всплытия в 02.52 был увиден повреждённый транспорт. В результате атаки был повреждён германский охотник за подводными лодками "UJ-1201" тоннажом 527 тонн. После атаки лодка была загнана под воду сторожевым кораблём который сбросил на лодку 6 глубинных бомб нанёсших мелкие повреждения в виде разбитых лампочек и плафонов, а также выведенных из строя гирокомпаса и магнитного компаса. Именно выход из строя компасов привёл командира "Trident" к решению не добивать повреждённый корабль. Примечательно, что лодка хотела атаковать второй транспорт артогнём и уже после выполнения атаки опознала его как сторожевой корабль идущиё на лодку. Похоже, что командир лодки хотел атаковать не конвой.
После завершения ремонта лодки "Trident" снова вернулась к побережью Норвегии и 30 сентября обнаружила транспорт с охраной из 2 катерных тральщиков. Катера-тральщики не выглядели сильным охранением и командир лодки решился на атаку. В 10.01 из подводного положения с временным интервалом выпустила 3 торпеды по транспорту в 4000 тонн с дистанции 7000 ярдов. Промах. После атаки 1 из катеров-тральщиков сбросил 2 глубинные бомбы взорвавшиеся далеко от лодки. И повреждений ей не нанёсшие.
Более ничего за поход не произошло и 3 октября лодка вернулась в Полярный. За боевой поход лодка выпустила 12 торпед. Из них в цель попала всего 1 торпеда. Результатом боевого похода стало повреждение 1 охотника за подводными лодками тоннажом 527 тонн.
За время похода лодку 2 раза преследовали противолодочным оружием и сбросили на неё 8 глубинных бомб. Повреждения лодка получила незначительные. Самые крупные это временный выход из строя магнитного и гироскопического компасов. Но всё-равно этот поход также был замечательным на фоне всех тех походов, что были совершены лодкой до её прихода в СССР.
30 октября 1941 года лодка вновь покинула Полярный и вышла в свой 21-й боевой поход к побережью Норвегии. Задача была стандартной поиск и уничтожение германских кораблей. И снова командир постарался не ударить лицом в грязь перед своими советскими коллегами. Это был уже по сути другой Слайден, не тот, который был до отправки лодки в СССР.
3 ноября лодка вышла на конвой имевший охранением 4 траулера. Это было более-менее серьёзное противолодочное охранение, но и Слайден уже был не тот, что был даже полгода назад. Теперь это был уверенные в себе и своей лодке командир не боявшийся атаковать конвои и знавший, что от преследования противолодочных кораблей охранения конвоев можно уходить. В 09.24 из подводного положения с временным интервалом выпустила 3 торпеды по транспорту в 2000 тонн с дистанции 2500 ярдов. Через 5 минут был услышан 1 взрыв. Последующим осмотром перископ был увиден не повреждённый транспорт. В 09.47 из подводного положения с ременным интервалом выпустила 2 торпеды по транспорту в 2000 тонн с дистанции 1000 ярдов. Через 50 секунд был услышан 1 взрыв. В 09.57 повреждённый транспорт оставался на плаву с дифферентом на корму при осмотре в перископ. В результате атаки был повреждён германский транспорт "Fjeld" тоннажом 2960 брт. При атаке конвоя 04.11.1941 осмотром в перископ в 12.45 был увиден повреждённый в этой атаке транспорт про который на лодке думали, что он затонул. После первой атаки в 09.29 в воде разорвались несколько случайно сброшенных охранением глубинных бомб. Повреждений лодке они не нанесли.
В первой атаке торпеда скорее всего взорвалась преждевременно, потому что цель командир лодки наблюдал не повреждённой после атаки.
4 ноября лодка вновь нашла атакованный конвой в котором Слайден с удивлением увидел в голове конвоя тот корабль, который был повреждён 3 ноября и про который он думал, что тот утонул. Но он не утонул и возглавлял конвой. Ладно, Слайден снова вышел в атаку по конвою. В 13.12 из подводного положения с временным интервалом выпустила 4 торпеды по транспорту в 2500 тонн с дистанции 6000 ярдов. Промах. Результат атаки был в общем и целом прогнозируем - командир промахнётся, но результаты последних 2 боевых походов позволяли надеяться на обратное.
До повторной атаки конвоя лодка пыталась атаковать другой конвой, но была обнаружена кораблём охранения отогнавшим подводную лодку от конвоя. Между 10.00 и 10.04 корабль охранения сбросил 20 глубинных бомб которые сильно встряхнули подводную лодку, но особых повреждений не нанесли. Но атака конвоя была сорвана.
7 ноября лодка вновь вышла на конвой. И Слайден вновь атаковал его. В 03.21 из надводного положения с временным интервалом выпустила 3 торпеды по транспорту не установленного тоннажа с дистанции 6500 ярдов. Транспорт уклонился от торпед. Промах.
Более событий за поход не было и лодка 9 ноября вернулась в Полярный. За боевой поход лодка выпустила 12 торпед. Из них в цель попала только 1 торпеда. В результате атаки был повреждён 1 транспорт тоннажом 2960 брт.
Но судьба смилостливилась над Слайденом и ему боле не нужно было рисковать жизнью и топить германские суда в тех условиях в которых нормальные английские подводники предпочитали не воевать. Потому что пришёл приказ лодке "Trident" вернуться в Англию. Слайден наверняка с большой радостью и облегчением воспринял этот приказ. Потому что уже не нужно было лезть на конвои и возвращаться базу без торпед и или с минимальным остатком, чтобы не выглядеть трусом перед русскими. А свои английские командиры вполне Слайдена поймут.
15 ноября "Trident" вышла из Полярного в свой 22-й боевой поход. Задачей похода было патрулирование у побережья Норвегии и последующее возвращение в базу в Англии. Понятно, что после экстрима под советским командованием, Слайден не горел желанием заниматься тем-же под своим командованием. Описание данного боевого похода можно прочесть здесь:
http://sovpl.forum24.ru/?1-4-0-00000074-000-0-0#000.001 И лодка вернулась в Блис 30 ноября 1941 года после безуспешного боевого похода. Что называется сравните с результатами походов совершённых под советским командованием.
За время боевого похода лодка выпустила 2 торпеды из которых в цель попали 0 торпед.
В декабре 1941 - январе 1942 года "Trident" прошла ремонт в Блисе. После чего была готова к продолжению войны. 20 января 1942 года "Trident" вышла в свой 23-й боевой поход к побережью Норвегии. Понятно, что английское командование не требовало от своих подводников топить суда в конвоях у Норвегии в то время и вообще атаковать кого или нет решал сам командир лодки. Также понятно, что риск может быть минимальным, только если никого не атаковать. Потому "Trident" вернулась из боевого похода с нулевыми результатами не выполнив ни одной атаки в Лервик 5 февраля 1942 года.
19 февраля 1942 года "Trident" вышла в ссвой 24-й боевой поход из Лервика. Её задачей было патрулирование возле Тронхейма. 23 февраля лодка обнаружила группу боевых кораблей. Такую цель не атаковать было нельзя. Можно было игнорировать торговые суда не не цели от крейсера и выше. А тут были именно такие цели. Пришлось атаковать. В 06.02 из надводного положения с временным интервалом выпустила 3 торпеды по 2 створившимся большим кораблям с дистанции 2000 ярдов. Услышаны 2 взрыва. В результате атаки был повреждён германский тяжёлый крейсер "Prinz Eugen" тоннажом 18500 тонн.
Всего лодка планировала выпустить 7 торпед, но из-за безобразного несения службы смогла выпустить только 3. Трудно сказать смог бы остаться на плаву германский тяжёлый крейсер, если бы экипаж лодки был обучен надлежащим образом. Но сейчас опыт командира "Trident" полученный в составе Северного флота СССР помог ему легко уйти от преследования кораблями охранения германской эскадры. На лодку не было сброшено ни одной глубинной бомбы.
19 марта "Trident" вернулась из боевого похода в Холи Лох. Слайден получил награду и повышение в должности за свои успехи как командира подводной лодки. Трудно сказать смог бы он добиться этого, если бы его лодку не направили в СССР и он не состязался в результативности с советскими командирами лодок и не выполнял приказы командования Северного флота. Фактически всех своих успехов которые позволили ему добиться награды и повышения он добился только за время нахождения его лодки в подчинении Северного флота. И успех в торпедировании германского тяжёлого крейсера также произошёл благодаря тому, что он смог получить опыт реальных боевых действий в составе Северного флота СССР. Те боевые походы позволяют судить о том, чего можно было бы получить от данного командира подводной лодки в случае грамотного руководства им. Но уровень командирской подготовки английского командования не позволил им реализовать возможности командира лодки в полной мере. Потому что под английским командованием Слайден откровенно сачковал и уклонялся от ведения боевых действий.
В боевом походе подводная лодка выпустила 3 торпед из которых 2 попали в цель. В результате атаки был повреждён 1 тяжёлый крейсер тоннажом 18500 тонн.
6 апреля 1942 года "Trident" вышла из Холи Лох в свой 25-й боевой поход. И первый с новым командиром. Новый командир показал себя гораздо более активным по сравнению со своим предшественником Слайденом.
18 апреля лодка обнаружила одиночный транспорт и вышла в атаку. В 14.00 из подводного положения с временным интервалом выпустила 2 торпеды по транспорту в 3000 тонн с дистанции 1000 ярдов. Промах. Всё-таки наличие и отсутствие ПТС не играли в то время главной роли в успешности атак. Главным была командирская подготовка командиров подводных лодок. А у английских подводников она была очень слабой. Что отмечалось на СФ, где о экипаже "Tigris" говорили открыто, что он славится своим антисоветизмом, а не профессионализмом или результатами. Отмечалась особо низкая подготовка командира той лодки и в целом низкая у всех английских командиров подводных лодок.
20 апреля новая цель - и снова одиночный транспорт. В 12.00 из подводного положения с временным интервалом выпустила 3 торпеды по транспорту в 6000 тонн с дистанции 1700 ярдов. Наблюдались попадания 2 торпед и гибель транспорта. В результате атаки был потоплен германский транспорт "Hodur" тоннажом 5368 брт.
Дальнейшее патрулирование ничего не принесло и 27 апреля лодка вернулась в Холи Лох из боевого похода.
В походе лодка выпустила 5 торпед, из которых 2 попали в цель. В результате похода был потоплен 1 транспорт тоннажом 5368 брт.