free counters
 
On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор


Сообщение: 1766
Зарегистрирован: 08.02.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.03.11 15:14. Заголовок: Сегодня юбилей в истории


Сегодня юбилей в истории. Пусть не круглый. Сегодня - 18 марта 1943 года впервые в истории была применена самонаводящаяся торпеда в боевых условиях.

18 марта 1943 года. Группа германских подводных лодок вышла на конвой и в подводном положении сближется с ним. В 18 часов 43 минуты в перекрестие перископа германской подводной лодки "U-221" вползает фок-мачта транспорта тоннажом в 5495 тонн и следует команда "Пуск". Выходит торпеда и вся команда ждёт чего будет. Ведь впервые в боевых условиях была выпущена самонаводящаяся торпеда. Проходит несколько минут и в окуляре перископа возникает столб воды, а весь экипаж слышит взрыв. Подводная лодка завершает циркуляцию и вееров выпускает 3 обычные торпеды по очередному транспорту. И снова успех.... Затем наступает тишина....

Вот так 18 марта 1943 года впервые в боевых условиях была применена самонаводящаяся торпеда. Ей стала торпеда "T-IV".
Разработка этой торпеды была начата в ноябре 1942 года в рамках программы создания 2 самонаводящихся торпед - будущих "T-IV" и "T-V". Первая торпеда предназначалась для уничтожения транспортов, а вторая для уничтожения эскадренных миноносцев. Командующий подводными силами Германии уже тогда, в ноябре 1942 года предвидел будущие трудности из-за усиления сил ПЛО союзников и принял решение о разработке новых типов оружия. К которым относились и программы разработки первых 2 типов самонаводящихся торпед.
Разработка торпеды "T-IV" проходила быстро и достаточно успешно - уже в январе 1943 года первые эскпериментальные, а потом и предсерийные экземпляры торпеды начали проходить испытания. Которые, в основном, были успешными. На испытаниях на балтике при стрельбе по крупным германским торговым судам изображавшим мишени порой достигалась дальность обнаружения торпедной пассивной ССН целей до 1000 метров. Разработка торпеды "T-V" напротив столкнулась с некоторыми трудностями - в основном из-за того, что для этой торпеды требовалась большая скорость хода для поражения более быстроходных эскадренных миноносцев охранения конвоев. Т.о. к середине февраля 1943 года германским военно-морским флотом была признана пригодной для эксплуатации и принята на вооружение первая в мире самонаводящаяся торпеда "T-IV", которая также известна под названием своей системы самонаведения "Falke". В середине февраля 1943 года было принято решение направить готовые торпеды первой партии в базы во Франции для использования против конвоев и наработки информации о том, какова может быть эффективность самонаводящихся торпед при ведении подводной войны. Принятое решение было быстро приведено в исполнение и 12 новеньких торпед "T-IV" приехали во Францию. В связи с малым количеством новых торпед было решено не собирать их на 1-2 лодках, чтобы случайно не потерять все, если эти 1-2 лодки потопят. Было решено равномерно разделить 12 торпед на 6 подводных лодок предназначавшихся для перехвата следующего конвоя. Все 6 подводных лодок получили экспериментальный боекомплект в котором находились по 2 торпеды "T-IV". Эти торпеды находились в торпедном аппарате №5 и как запасная для указанного торпедного аппарата. Предполагалось, что часть подводных лодок применить новые торпеды и будет известно насколько хороши или плохи они...
В конце февраля 1943 года подводные лодки этой группы лодок начали выходить в море и разворачиваться в море ожидая новый конвой. Командирам подводных лодок было категорически приказано ни койим образом не упоминать наличие этих торпед в составе боекомплекта. И вот 18 марта 1943 года германская подводная лодка выполнил первую атаку с использованием самонаводящейся торпеды. После завершения атак на конвой в этот день командир лодки сообщил радиограммой о результатах атаки, но название торпеды там упомянуто не было. Тем не менее в штабе уже все знали, что свершилось историческое событие, потому что подводная лодка сообщила, что она выпустила торпеду из торпедного аппарата №5.
Сама по себе торпеда "T-IV" являлась для своего времени верхом технической мысли и самим совершенством. Это была стандартная германская электрическая торпеда "T-IIIb" на которую была установлена пассивная акустическая система самонаведения получившая название "Falke". Система самонаведения была не совершенной и реагировала только на шум винтов транспортов и шум их поршневых двигателей. Торпедная ССН имела граничение по волнению моря и не могла применяться при волнении моря более 5 баллов. Электрическая силовая установка обеспечивала торпеде максимальную скорость хода в 17,5 узлов и дальность хода 7500 метров на ней. Это обуславливалось тем, что на скорости более 17,5 узлов система самонаведения глохла, а её размеры не позволяли разместить большую аккумуляторную батарею. Хотя для 1943 года дальность хода в 7,5 километров для электрической торпеды была выдающимся значением. Торпеда была прямоидущей и не имела устройств выбора режима движения, которое появилось на следующей торпеде "T-V". Обслуживание торпеды на борту подводной лодки было аналогичным обслуживанию стандартных электрических торпед "T-III" разных модификаций. Проверка системы самонаведения осуществлялась в базе перед погрузкой на подводную лодку. Был специальный стенд на который устанавливалась торпеда и перед её системой самонаведения на некотором расстоянии на шесте устанавливался динамик который транслировал записанные звуки работающих поршневых машин и вращающихся гребных винтов. Шест был установлен на поворачивающемся основании и мог отводиться от оси торпеды на угол до 30-45 градусов (в разных источниках по разному указывается). Соответственно при отклонении источника звука от оси торпеды та перекладывала свои рули на соответствующий угол. Вот таким образом проводилась проверка работоспособности торпедной системы самонаведения. После окончания проверки торпеда в базе проходила подготовку к погрузке и зарядку аккумулятора и грузилась на подводную лодку.
Ещё одной особенностью торпеды являлось то, что она имела только контактный взрыватель. Установить некотнтактный взрыватель тогда конструкторы не смогли по причине того, что при установке неконтактного взрывателя он или не работал или же не работала система самонаведения. В связи с особенностями торпеды было рекомендовано применять её только по торговым судам с осадкой 3 метра и более и идущих со скоростью от 5 до 13 узлов. Торпеда не могла обнаруживать цели, если те шли со скоростью менее 5 узлов, и маловероятно могла догнать цель идущую со скоростью более 13 узлов. В последнем случае торпеде могло просто не хватить дальности хода для поражения цели.

Но всё-таки 68 лет назад состоялось эпохальное событие открывшее новую эру в подводной войне - эру самонаводящихся торпед. Которые очень сильно упростили жизнь подводникам. И пусть все следующие торпеды были лучше и совершеннее, чем "T-IV", но именно этой торпеде суждено было вписть своё имя в историю морской войны крупными буквами и навечно закрепиться в истории.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 139
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет





Map IP Address